Всем нам хочется иметь больше денег (да-да, всем, даже тем чувакам, у которых уже Бугатти есть). Но вот не все знают, как этого можно было бы добиться.
Для большинства из нас работа по найму – основной (а иногда и единственный) источник дохода. И рост зарплаты в таком случае практически единственный возможный вариант существенно увеличить свой доход. А недавно на Yahoo.Finance вышла статья с советами экспертов о том, как лучше подготовиться к просьбе своему работодателю о повышении оклада.
Во-первых, приводятся цифры из исследования, согласно которому 3 из 5 наемных работников не пытаются договориться о более высоком окладе на этапе поиска работы (то есть, просто соглашаются на первую озвученную работодателем цифру). Кроме того, большинство считает, что, исправно приходя на работу, работодатель сам должен считать само собой разумеющимся регулярное повышение зарплаты. Как правило, конечно, этого не происходит и для увеличения оклада нужно либо менять работу, либо идти договариваться с текущим руководством. Что может в этом помочь? Есть несколько советов.
- Анализ рынка труда.
Изучите, сколько зарабатывают специалисты на аналогичных должностях. Возможно, для этого нужно будет изучить сайты с вакансиями или, может, найдется общедоступное исследование.
В любом случае, следует взять в расчет не «среднюю температуру по больнице», но и учитывать регион: явно за одну и ту же должность платят по-разному в столице и на периферии.
Когда рынок труда будет проанализирован – возьмите с собой распечатку этого исследования, оно понадобится в качестве одного из аргументов.
- Акцент на достижениях.
Повышение зарплаты – ответственный шаг для работодателя, ведь он подписывается на постоянные выплаты на многие годы вперед. Поэтому сотруднику придется приложить усилия, чтобы показать и доказать, что он действительно достоин повышения.
Есть положительные отзывы от клиентов или, может, от коллег? Их тоже можно использовать как аргументы, демонстрирующие достижения работника.
Возможно, есть смысл регулярно обсуждать с начальством свои успехи и свой вклад в работу (если ты не единственный подчиненный у своего босса, то, может, он и не догадывается о том, что ты сам тянешь на себе весь отдел?).
Так или иначе, нужно подготовить к разговору 3-4 достойные причины, которые могут склонить руководство к твоей позиции.
- Практика и еще раз практика.
Мы ведь нечасто ходим к руководству с просьбой о повышении зарплаты. Да и позиция просящего для многих является некомфортной сама по себе.
Чтобы справиться с волнением есть смысл порепетировать. Возможно, получится отработать разговор с кем-то из друзей или коллег.
Нужно постараться быть готовым к разным поворотам в разговоре, поэтому постарайтесь продумать, как будете реагировать на тот или иной ответ начальства, что именно будете отвечать и т.д.
- Есть ли смысл предупреждать о теме разговора?
Когда назначаешь встречу, возникает вопрос: предупреждать ли руководителя, о чем именно ты хочешь поговорить?
Хотя мнения экспертов несколько расходятся по этому вопросу, многие все же отмечают, что разговор о повышении зарплаты, о котором руководитель не знал заранее, может быть более результативным. Как минимум, высказываются две причины.
Во-первых, если не говорить, что тема будет касаться именно роста оклада, то у босса не будет времени подготовить возможные контраргументы в беседе с работником.
Во-вторых, если ты действительно хороший и ответственный работник, то желание «поговорить, не предупреждая заранее о теме» может навести руководителя на мысль о том, что темой может быть твое желание уволиться. «Всего лишь» желание получать более высокую зарплату может быть воспринято гораздо более лояльно в этом случае.
- Не части!
Если предыдущий подобный разговор был недавно, и на нем тебе отказали (а равно, если и не отказали), подожди хотя бы полгода-год. Бегать каждый месяц и просить больше – не самая лучшая идея. Такое поведение вряд ли будет воспринято на «ура».
Кроме того, как в случае отказа, так и в случае согласия в предыдущем разговоре, тебе в любом случае понадобится время, чтобы дополнительно себя проявить. Так будет больше аргументов и разговор может с большей вероятностью сложиться удачно.
Даже если потерпишь неудачу в первый раз, в следующий раз наверняка будешь больше подготовлен к такому разговору и возможным запросам руководства.
- Бизнес из своей рабочей силы.
Разговор из позиции просящего может быть не только некомфортен, но и неэффективен. Если ты не знаешь, как обосновать рост дохода, то почему начальник должен согласиться? Просто потому что ты попросил? Вряд ли.
Попробуй выйти из парадигмы «руководитель – подчиненный» и «работодатель – работник» и перейти к отношениям, характеризующим тебя как предпринимателя, продающего свои навыки и время своему клиенту. Такая позиция может подсказать больше аргументов обеим сторонам: возможно, окажется, что фирме действительно сейчас трудно поднять зарплату, а ты сможешь часть рабочего времени тратить на работу по совместительству где-то еще. Партнерская позиция часто оказывается более выгодной в переговорах, чем позиция «руководитель – подчиненный».