Подлить Маслоу в огонь: не надо мериться пирамидами

Многие помнят со школьных или студенческих времен про такого замечательного человека, как Абрахама Маслоу. Примечателен он тем, что очень красиво визуализировал потребности людей.

Для тех, кто не помнит всех подробностей этой пирамиды, напомню, из каких уровней (приоритетов) она состоит:

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Эти потребности распределены по разным уровням: Маслоу объяснил это тем, что человек не может испытывать потребностей более высокого уровня, пока не удовлетворены низшие уровни потребностей. Это кажется логичным: мы редко думаем о картинах Васнецова и Моне, когда очень-очень хочется в туалет. И очень важно заметить: необязательно, чтобы низшие уровни потребностей были удовлетворены полностью, чтобы человек начал желать чего-то большего.

Все вместе это определяет и форму визуализации потребностей: именно пирамида, а не шар или куб. Ведь так или иначе, наибольшее количество людей все равно будет на нижних «этажах» — кто-то не в состоянии перейти на следующий уровень, кому-то просто лень, кому-то не везет по жизни… В итоге до самой вершины добирается очень немного людей.

Кроме того, можно заметить, как по мере продвижения к вершине меняется и «источник» удовлетворения потребностей: если ближе к основанию потребности больше физические/физиологические (еда, место для ночлега; безопасность — крыша над головой, комфорт), то ближе к вершине потребности уже более эмоциональные (стремление к красоте, самовыражению, эстетике).

Как итог, удовлетворение верхних уровней потребностей оказывается довольно дорогим занятием: с одной стороны, спрос на этих «этажах» очень небольшой из-за небольшого количества добравшихся туда людей, а с другой — эмоции настолько сильны, что уже становится неважным, сколько нужно заплатить за удовлетворение высших уровней потребностей. В частности, поэтому предметы искусства продаются так дорого: они эксклюзивны сами по себе, они удовлетворяют высшие уровни потребностей тех немногочисленных персон, которым это вообще интересно, а, кроме того, они вызывают сильные эмоции и, соответственно, желание стать обладателем такого эксклюзива. Но иногда эта пирамида играет и злую шутку с людьми…

Вы задумывались, почему, например, внутри одного автоконцерна более дорогие модели автомобилей выглядят красивее? Например, Форд Мустанг выглядит намного привлекательнее, чем его «младший брат» — Форд Фокус. Неужели одного и того же дизайнера нельзя попросить «набросать» что-нибудь посимпатичнее для народных автомобилей? Можно. Но вот вопрос: а зачем?

Ведь у них только название одинаковое — «автомобиль», а предназначение совершенно разное: Фокус нужен для удовлетворения потребности низшего уровня — комфортное передвижение (более комфортное, чем в общественном транспорте), а Мустанг — это атрибут успеха, это красота и эмоции. Время можно посмотреть и на мобильном телефоне, а вот часы Бреге — это аксессуар для тех, кто уже удовлетворил большую часть потребностей пирамиды Маслоу.

В чем же проблема? В основном, в двух вещах:

  1. в ложных целях: многим людям может быть совершенно неинтересно (по разным причинам) удовлетворение высших потребностей «пирамиды», но чувство «соревнования» и ожидание чего-то «особенного» от обладания теми или иными атрибутами заставляет тратить жизнь в вечной гонке;
  2. в желании «казаться» больше, чем «быть».

И если первый пункт — это слабо относящаяся к финансам тема (скорее, к психологии), то вторая проблема — напрямую с ними связана.

Как я уже отмечал, для того, чтобы перейти на «следующий уровень» необязательно, чтобы низшие потребности были удовлетворены полностью. А эмоции от обладания более «высокоуровневыми» атрибутами настолько сильны, что порой заставляют совершать необдуманные поступки.

  • Жить в «однушке», но ездить на «бумере» стоимостью как эта же квартира — это не редкость.
  • Ипотека вкупе с дошираком, лишь бы, с одной стороны, «быть как все», а с другой, хоть немного удовлетворить потребность в безопасности — это распространенное явление.
  • Покупки дезодорантов в надежде, что какой-то из них позволит добиться любви и признания.
  • Свадьба в кредит, лишь бы «побогаче».
  • Айфон в кредит лишь бы показаться круче.

Эмоции и желание одобрения со стороны общества и отдельных его представителей вместе с доступностью кредитов и заемных денег у некоторых людей напрочь отбили возможность думать логически. Любая такая «преждевременная» статусная покупка всего лишь снижает шансы перейти на следующий уровень пирамиды. Ведь берут чужие и на время, а отдают свои и навсегда, да еще с процентами. Взяв кредит, больше зарабатывать ты не начинаешь, а вот в перспективе денег останется меньше. Поэтому желание «показаться лучше сейчас» всего лишь делает тебя хуже потом. И на длинной дистанции выигрывают те, кто смог правильно распорядиться своими деньгами на каждом «этаже» пирамиды.

Кредиты и займы могут помочь ухватить какой-то атрибут с «верхнего этажа», но задержат тебя на нижнем. И только грамотное управление деньгами поможет планомерно двигаться вверх, если, конечно, тебе это действительно нужно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *