Различается ли финансовая работа на предприятии и лично у каждого человека или в семье?
С одной стороны, ответ сам просится: где мы, а где эти крупные корпорации с бюджетами, иногда превышающими бюджеты африканских стран? С другой — если присмотреться, то примерно аналогичные подходы, инструменты и технологии используются как в корпоративных, так и в личных финансах.
Давайте попробуем понять, где правда.
С одной стороны, когда мы говорим о финансовом менеджменте на предприятии, нам представляется куча специалистов-финансистов и бухгалтеров, постоянно занятых в своих отчетах, счетах, планах и прочих бумажках. Разумеется, ни в какое сравнение с таким объемом работы личные финансы не сравнятся (по крайней мере, у среднего человека).
Но следует вспомнить, что редкая крупная корпорация создавалась изначально крупной. Все великие компании вырастали из мелких фирм, семейного бизнеса, гаражных хобби.
Так вот в чем дело: если мы говорим о крупных корпорациях и их возможностях по управлению финансами, то и сравнивать их надо с миллиардерами, которые самостоятельно уже давно не занимаются своими личными финансами, а имеют огромный штат бухгалтеров, финансистов и консультантов, который управляет деньгами богачей точно также, как это делают специально обученные люди в крупных корпорациях.
Что же до мелкого бизнеса, то там финансовая работа организуется аналогично таковой у каждого отдельного человека.
Есть фирмы (и люди), которые вне зависимости от размера занимаются своими финансами:
- планируют поступления и расходы, знают, когда реально должны поступить деньги и когда они понадобятся для оплаты услуг и товаров;
- контролируют исполнение бюджетов и ведут учет финансов, чтобы иметь возможность «сделать работу над ошибками», сделанными при планировании;
- прилагают усилия к тому, чтобы не «вылезать из бюджета», ограничивая уровень расходов, которые не были заложены в бюджет;
- анализируют данные за прошедшие периоды, постоянно улучшая качество планирования;
- имеют долгосрочные планы развития: это полезно как минимум для того, чтобы проще было планировать каждый год свои доходы и расходы, оценивать то, насколько удается соответствовать темпам, заложенным в долгосрочных планах, а также принимать соответствующие решения на своем пути (привлекать финансирование, расширять продуктовую линейку или, наоборот, отказываться от нерентабельных продуктов — для фирм; менять работу, отказываться от не приносящей доход деятельности, получать новые полезные компетенции — для личной жизни).
А есть другой вид предпринимателей и людей:
- не планируют ни доходы, ни расходы (неважно, по какой причине и с каким обоснованием) — иногда считают, что «и так все примерно понятно», иногда — что это просто бессмысленно;
- не ведут учет — как следствие не знают точно, какие статьи расходов наиболее значимые, какие можно оптимизировать и как (даже если кажется, что «все и так, в общем-то, нормально»);
- как следствие — не знают, когда и на что в очередной раз понадобятся деньги, возникает много непредвиденных расходов, регулярно появляются «кассовые разрывы», которые приходится покрывать за счет займов у друзей-знакомых, либо в банке за счет потребительских кредитов под дикие проценты;
- долгосрочных планов нет, поэтому нет никакого понимания, куда нужно двигаться завтра: максимум возможна констатация факта, что «в прошлом году жилось лучше»;
- так как нет планирования, то и расходы сложно контролировать: поэтому регулярно возникают ненужные, неэффективные, откровенно лишние затраты, которые не ведут к конечной цели и к увеличению благосостояния.
Более того, мелкий бизнес очень похож по своей сути на семью:
- работников обычно очень мало и каждому приходится работать «за себя и за того парня», выполняя несколько функций одновременно;
- куча сложных отчетов часто даже просто вредна, так как самым главным является отчет о движении денежных средств: малому бизнесу и простому человеку важно, когда реально придут деньги, а не когда у кого-то возникло обязательство эти деньги заплатить;
- доступ к внешним источникам финансирования весьма ограничен: это крупный бизнес имеет возможность использовать огромное количество финансовых инструментов, но малый бизнес часто выживает в тяжелые периоды только за счет потребительских кредитов, взятых самим предпринимателем.
Как видно, у бизнеса у простых людей больше общего, чем отличий, если говорить об управлении финансами. И при всем при этом нужно понимать и осознавать, что, конечно, работа с деньгами — это не гарантия успеха. Это так же очевидно, как то, что ежедневная чистка зубов не является гарантией от зубных болезней. Но, надеюсь, каждому очевидно, что отсутствие элементарной гигиены может только негативно сказаться на здоровье.