В любой непонятной ситуации открывай бизнес

Рыночная экономика в странах бывшего СССР — штука еще пока довольно молодая, в отличие от, скажем, тех же США (хотя сами США на порядок моложе как государство, но изначально строились как «свободная страна с частной собственностью»). Поэтому не все еще успели набить свои шишки и сделать выводы о механизмах работы рынка.

Как один из итогов — мегапопулярная нынче идея о том, что «на дядю» работать плохо (скучно, невыгодно, непрестижно), а выход из вечного безденежья — собственный бизнес. И многие настолько глубоко верят в эту идею, что даже не пытаются включить логику и отнестись к этой идее хотя бы немного скептически. В результате имеем кучу «бизнесменов», которые ненавидят своих клиентов, банкиров, страну и президента, а еще не понимают, почему, вроде бы, встав на путь истины, лучше (богаче, свободнее) жить не получается. А причин тут несколько.

Кому ты такой красивый нужен?

Если, работая по найму, ты не ценишься как специалист, тебя постоянно то увольняют, то сокращают зарплату, то начальник «делает мозги», то с чего вдруг уверенность, что, освободившись от оков наемной работы, вдруг задышишь свободно? Думаешь, тут начальников мало? Клиенты, вечно недовольные качеством услуг и товаров, госорганы, вечно требующие соблюдения законов (которых, возможно, ты даже и не знаешь)… И тут цена ошибки не громкий выговор от руководства, здесь каждая ошибка будет бить по карману (в лучшем случае).

Поэтому не нужно строить иллюзий о том, что «предприниматель — это недоучка, который много зарабатывает». Примеры бизнесменов-недоучек — это примеры не двоечников, которые вовремя с кем-то договорились и случайно разбогатели, это история людей, навыки и знания которых наращивались намного более быстрыми темпами, чем в вузе, из-за чего им выгоднее стало бросить обучение и дальше развиваться самостоятельно.

Поэтому, если ты терпишь постоянные неудачи как наемный сотрудник, то дважды подумай, прежде чем опрометчиво решить, что на «свободном рынке» тебя кто-то ждет с распростертыми объятиями, чтобы искупать тебя в деньгах.

Бизнес-это большая семья.

Мы не будем сейчас затрагивать тему того, кто главный в семье и как строить семейные отношения (хотя, конечно, без умения правильно выстраивать взаимоотношения с людьми в бизнесе тоже будет тяжко). Сейчас важно другое.

Есть люди, которые зарабатывают больше тебя, есть люди, которые зарабатывают меньше тебя. Все они как-то живут (хуже или лучше — вопрос отдельный). Принципиальным здесь является вопрос денег. Если порыв «уйти в собственный бизнес» связан в первую очередь с постоянной нехваткой денег и тем, что «из-за плохой экономической ситуации в стране, воров-чиновников и дураков-начальников приходится не вылезать из кредитов», то очень глупо полагать, что в бизнесе что-то принципиально изменится.

Дело в том, что семья — это маленькая модель малого бизнеса. Поверь, у тебя недостаточно денег и «знакомств», чтобы в качестве первого бизнеса открыть какой-то завод. Скорее всего, первым бизнесом у тебя будет оказание услуг или торговля — это все, на что обычно хватает денег. И первое время (часто — годы) не будет ни бухгалтерии из 10 человек, ни сисястых секретарш, ни финансового директора. Ты сам будешь «и жнец, и жрец, и на дуде игрец». Тебе придется лично отвечать за много вопросов, в том числе и за финансовое состояние своей фирмы.

Так вот главный вопрос: если ты не можешь организовать финансовую работу внутри своей семьи, то как ты организуешь ее в своем бизнесе? Даже если ты наймешь кучу консультантов, которые расскажут тебе, «как правильно», тебе все равно придется проявить недюжинные навыки дисциплины, чтобы исполнять все выданные рекомендации. Так почему бы не «потренироваться на кошках»? Можно же начать учиться управлять финансами не тогда, когда от этого зависит, будет ли твоя семья кушать ближайшие полгода, а тогда, когда у тебя еще есть постоянный и стабильный источник дохода.

Что нам стоит дом построить: нарисуем — будем жить.

Все-таки решение начать свой бизнес не должно быть эмоциональным. Это должен быть четкий, спланированный по пессимистично-реалистичному сценарию ход. Сходу попасть в нужное время в нужном месте в нужную (прибыльную) нишу, с имеющимися навыками работы в качестве наемного сотрудника — это удача, сравнимая с вероятностью забросить трехочковый одной рукой с завязанными глазами. Уж как минимум, глаза желательно открыть — т.е. спланировать деятельность (как операционную — какую деятельность в какой последовательности нужно будет осуществлять, так и финансовую — какие потоки денег будут у фирмы в какой период времени) перед тем, как начать делать бизнес.

Иначе рискуешь оказаться в довольно щекотливой ситуации: стать бизнесменом «на мели». Такое часто случается, когда человек, работая по найму, искренне верит, что любой бизнес приносит своему владельцу горы денег ежемесячно, увольняется, запускает бизнес, он даже приносит стабильную прибыль… Но эта прибыль оказывается даже ниже зарплаты на предыдущем месте работы, хотя ответственности больше, свободного времени меньше, да и вообще, «не так я себе это представлял».

Так что снова приходим к тому же: если ты не можешь спланировать даже свою собственную деятельность (как план достижения целей, так и личный финансовый план), а затем планомерно выполнять план, то чего ты ожидаешь от бизнеса? Вывод тот же: тренируйся на кошках. Научись планировать, контролировать и анализировать факт исполнения своих личных планов, в том числе финансовых, а уж затем можешь браться за что-то более крупное и серьезное.

Хотя, будем честны: а действительно ли это будет актуально, если ты научишься постоянно работать над собой, ставить цели, достигать их, да еще и успешно управлять своими финансами, так, чтобы «финансовая подушка» постоянно росла?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *